Вся текущая рутинная деятельность специалистов административно-управленческого состава предприятия заключается в выполнении производственных и хозяйственных процессов, что, в конечном счете, сводится к оформлению различных первичных документов. Оформление каждого документа состоит из сложной последовательности простых операций, выполняемых разными специалистами в определенные моменты жизненного цикла документа.

Управление процессами на предприятии, регистрация результатов хозяйственной и производственной деятельности производится с помощью электронных документов. При этом для каждого процесса, отслеживаемого в базе данных системы, создается электронный документ, сопровождающий процесс во время всего его жизненного цикла. Документы группируются в картотеки по их назначению. Каждый документ при этом приписывается сразу к двум картотекам - приходной и расходной.

Картотеки являются системными объектами, соответствующими традиционным канцелярским папкам документов, и могут образовывать иерархические структуры облегчающие работу с документами. Для документа при создании указывается вид процесса (далее бизнес процесс), который он будет сопровождать, и который определяет состав реквизитов, описывающих процесс и его результаты, а также технологию отслеживания процесса в системе.

С каждым документом связывается маршрутный лист, в котором отмечаются все этапы обработки документа, исполнители этапов и время обработки. С каждым документом связывается лист состояний, в котором фиксируется наступление определенных событий в процессе обработки событий, и на основании которого производится управление протеканием процесса и синхронизация этапов обработки. В процессе обработки документов заполняются реквизиты объектов, отмечается выполнение этапов в маршрутном листе и листе состояний. По результатам обработки рассчитываются изменения в показателях состояния предприятия, и эти изменения регистрируются в учетных моделях. В результате с каждым документом может быть связан набор проводок в моделях состояния.

В СФЕРЕ/5 рассматривается возможность использования многострочных документов. Т. е. реквизиты могут быть не просто скалярными данными, но и таблицами типа реестров (ведомость начисления зарплаты, список отпущенных материалов и т.п.). Поэтому с документом может быть связано произвольное количество однотипных строк.

Документы могут быть связаны друг с другом причинно следственными связями. Т.е. для документа может быть указан его родитель. Для моделирования связей документы, так же как и объекты, уникально идентифицируются системой числовым идентификатором при создании.

Для внешнего представления используется внешняя общепринятая нумерация документов и общие реквизиты - дата, картотека, вид документа, вид процесса и т.п. Так же как и для кодировки объектов для нумерации документов определенного вида можно задать правила нумерации.

Процессы отслеживаются в системе в соответствии с метаописанием технологии обработки процессов. Т.е. прежде чем какие либо процессы могут быть отслежены в системе, в ней нужно формально описать технологию отслеживания этих процессов.

В метаописании системы каждому виду процесса соответствует системный объект бизнес процесс.
Бизнес процесс определяет:

  • тип документа, который его сопровождает;

  • набор флагов, характеризующих его состояние;

  • набор бизнес-операций по отслеживанию процесса;

  • правила отражения результатов выполнения процесса в учетных моделях.

Тип документа - понятие, аналогичное родовому классу для объектов и определяет структуру представления реквизитов документа и его строк, внешний вид и способы редактирования реквизитов документа, правила нумерации документов. Для этого с типом документов связываются программные компоненты, в которых
инкапсулированы алгоритмы доступа к описанию документов этого типа, отображения , редактирования и обработки.

Набор флагов - для каждого документа предусматривается до 62 флагов, соответствующих определенным состояниям (событиям). Первые 45 флагов стандартизованы и закреплены за событиями, характерными практически для каждого бизнес процесса. Остальные 17 могут быть описаны произвольно в
соответствии со спецификой бизнес процесса. Для каждого бизнес-процесса определяется его структура в виде набора этапов обработки.

Этап - определяет правила его синхронизации с другими этапами выполнения, программные компоненты, реализующие алгоритм обработки документа на этом этапе, компоненты реализующие отмену изменений в результате выполнения этапа(откат этапа), права и обязанности пользователей по исполнению этапов.

Правила синхронизации выполнения этапов ситуационно определяют последовательность обработки документов и состоят в маскировании событий.
Маскирование событий (состояний) заключается в задании 62 разрядной маски флагов принимающих одно из 2х возможных состояний проверять/не проверять состояние. Для каждого этапа определяется:

Входные маски:

  • Маска событий процесса которые должны наступить, чтобы этап мог быть выполнен;
  • Маска событий процесса которые не должны наступить, чтобы этап мог быть выполнен;
  • Маска событий родительского процесса которые должны наступить, чтобы этап мог быть выполнен;
  • Маска событий родительского процесса которые не должны наступить, чтобы этап мог быть выполнен;

Выходные маски:

  • Маска событий процесса, которые наступают в результате выполнения этапа;

  • Маска событий родительского процесса, которые наступают в результате выполнения этапа;

  • Маска событий процесса, которые сбрасываются в результате выполнения этапа;

  • Маска событий родительского процесса, которые сбрасываются в результате выполнения этапа;

Перед тем как разрешить выполнение этапа, система будет проверять текущие состояния документов на предмет соответствия входным маскам. После завершения этапа система будет автоматически устанавливать наступление и отмену состояний в соответствии с выходными масками.

Выполнение операций обеспечивается программными компонентами, в которых специфицирован алгоритм выполнения обработки и интерфейс с пользователем при выполнении этапа. Как правило, этой программной компонентой является формуляр документа, хотя это и не обязательно.

Некоторые этапы обработки документов выполняются одинаково для разных видов документов. Поэтому этапы описываются на основе типовых бизнес-операций. 

Бизнес-операция - типовой этап обработки документа, в котором специфицированы все атрибуты этапа. При описании этапа указывается соответствующая ему бизнес-операция и при необходимости переопределяются реквизиты этапа - маски, программные компоненты и их параметры и т.п.

По способу выполнения бизнес операции подразделяются на:

  • Общие;

  • Технологические;

  • Автоматические;

  • Циклические;

  • Отложенные;

Тип операции указывается в ее описании и система использует этот тип для организации инициирования этапа.

Общие операции - операции, которые инициируются пользователем с помощью стандартного механизма выполнения операций в форме картотек. документов;

Технологические операции - операции которые инициируются специализированными меню или программно и не контролируются стандартным механизмом выполнения операций. Как правило это операции общего назначения:

  • Создание;

  • Корректировка документа;

  • Отражение в учетной модели и т.п.

Автоматические операции - операции которые не требуют вмешательства пользователя. Система пытается выполнить все автоматические операции каждый раз после выполнения очередной интерактивной.

Отложенные операции еще один признак способа выполнения. Отложенные операции не должны требовать вмешательства пользователя, однако после выполнения интерактивной операции отложенные операции не выполняются клиентским приложением, а ставятся в очередь. Операции, поставленные в очередь выполняются сервером отложенных операций.

Циклические операции - операции, которые могут выполняться многократно. В отличие от обычных система после выполнения циклической операции автоматически вставляет в мартшрутный лист (планирует) очередное ее выполнение.

С каждой бизнес операцией связывается ряд групп пользователей, члены которых имеют право и обязаны выполнять эти бизнес операции.

Одним из заключительных этапов обработки документа является отражение результатов процесса в учетной модели. Отражение производится в соответствии с формальными правилами. Правила описывают счета (показатели) которые изменяются, порядок вычисления изменений на основе реквизитов документа , правила соотнесения изменений с объектами предметной области (разрезы счета). Правила описываются на языке хранимых процедур сервера баз данных на которую делается ссылка в описани бизнес процесса.

 

(c)2009-2012 ООО "Протока Центр"
Администрация ресурса не несет отвественности за противоправные действия третьих лиц
E-mail: office@protoka.kiev.ua
Тел.: +380 44 526 30 68